"НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША"

православное общество трезвости

г.Петрозаводск


НА САЙТЕ

События

Поездка
в Санкт-Петербург
19.02.2008 г.
Крестный ход
18.05.2008 г.
ПИКЕТ у ДК
"Машиностроитель"
19.05.2008 г.
Посещение
наркологического
диспансера

Подвижники
трезвенного
движения:

"Братец Иоанн"
Чуриков
С.А.Рачинский
Протоиерей
Петр Поляков
Протоиерей
Александр
Рождественский
Священник
Сергий Пермский
Епископ
Мотеюс Валанчюс
Житие
святого мученика
Вонифатия
Праздник трезвости

Алкоголь и Россия

Начало
X-XX век
Продолжение
XX-XXI век
Отношение к алкоголю
в русской литературе
Уроки истории

Церковная
практика:

Обет трезвости
Обетная грамота
Молебен пред
иконой Богоматери
"Неупиваемая чаша"
Некоторые
случаи исцеления
Чаша вместо рюмки
АКАФИСТ
св.мч. Вонифатию

Общества
трезвости

Школа трезвения
С-Пб клуба
"Бодрствование"
Екатеринбургское
общество "Трезвение"
Православное
братство трезвости
в селе Озерецком

Творчество

Песни
А. Кира (МР3)
Стихи
Плакаты

Полемика

о системе "12 шагов"
На весах
"Равновесия"
Анонимные алкоголики:
о Боге, "как они Его понимают"

Нам пишут

из Санкт-Петербурга


ПИТИЕ НА РУСИ

Из истории России

(с аудиодиска А.Кира
"Питие на Руси. От жизни к смерти и наоборот")


Для начала проведём небольшой экскурс в историю, попробуем разобраться в проблеме "Русь и алкоголь".


988 год. Почему князь Владимир сказал "руси есть веселие пити"? Князь делил трапезу с дружиной. Этот ритуал скреплял дружбу князя с воинами (князь попросту должен был быть уверен в лояльности дружины). Славяне и русы ("русами", "русью" тогда называлась правящая прослойка германского происхождения) привыкли к хмельным напиткам, так как вино и пиво снимали усталость походов. Однако ритуал пиров не допускал "буйства во хмелю".
Сейчас этими словами князя Владимира пьяницы оправдывают своё пьянство, а мусульмане, опираясь на них, утверждают, что Православие Русью было выбрано случайно, якобы из-за склонности к пьянству князя Владимира. Оба мнения не имеют под собой никакого основания.

1079 год. Пьяный бунт русских варягов в Константинополе.

11-13 века. Карамзин писал: «россияне любили вино, но хвалили трезвость, как добродетель. На Руси пили очень мало. Лишь на некоторые праздники (далеко не все) варили мёд, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. По кругу пускали кубок или чарку, из которой каждый отпивал лишь несколько глотков. Костомаров писал, в будние дни вообще никаких спиртных напитков не употреблялось, пьянство считалось в народе позором, грехом».

1377 год. "Пьяные на Пьяне". Многие суздальцы, ярославцы, юрьевцы, нижегородцы были пьяны, из их войска почти все были вырублены на реке Межевая Арапшахом. А сам воевода Иван Дмитриевич Нижегородский командующий ополчением, вообще утонул вместе со своей пьяной дружиной и «штабом». После этого Арапшах взял Нижний Новгород и учинил резню. Причём войско Арапшаха сильно уступало ополченцам по численности, и было явно более слабым. Река Межевая вскоре была переименована в Пьяну. В память об этом событии, которое очень сильно поразило народ, остались упоминания в летописях, народных устных преданиях, легендах, песнях, до наших дней дошла пословица «За Пьяной все пьяны».

1382 год. Осада Москвы Тохтамышем. В Москве, в отсутствие князя Дмитрия Донского, мятежная чернь направилась к боярским погребам. Сбили замки, вытащили оттуда бочки с мёдом, винами и основательно напились. Обобрали великую княгиню и митрополита Киприана. Ругали со стен татар, показывая неприличные жесты. Выпив весь запас спиртного, решили пустить в город татарское посольство. Но не удосужились выставить охрану, чтобы впустить только послов. За послами ворвалось и татарское войско. Резня – погибло почти всё население Москвы.
Ещё одна трагедия из-за пьянки.

1386 год. Тогда в Россию впервые была завезена водка предприимчивым генуэзским посольством. Которое следовало из Кафы в Литву, новый товар под названием "Живая вода" (аквавита), она была изобретена алхимиками Прованса в 1333-1334 годах, с ней ознакомили царский двор и московских бояр, однако его признали слишком крепким и решили использовать исключительно в медицинских целях, употреблять разбавленным с водой.

1410 год. Было знаменитое послание митрополита Фотия - возбраняется пить вино до обеда. Иван III(1462-1505). Ограничил пьянство законом (запретил "гнусное" пьянство), наказывал пьянство, как гражданское преступление. Простому народу разрешалось варить хмельное только четыре раза в год- на большие церковные праздники и в исключительных - случаях на семейные торжества. Разрешение давалось только добропорядочным жителям; по окончании льготного времени питьё опечатывалось до другого праздника. На людей привилегированного положения указ Ивана III не распространялся, им разрешалось употреблять спиртное лишь в особых случаях (например, посольским дьякам-при исполнении ими ответственных дипломатических поручений).
Ересь жидовствующих. Жидовствующий митрополит Зосима, как сказано в летописи, "не радел о Церкви и любил вино".

Василий III (1505-1533). Согласно Герберштейну: "в будни пить запрещалось. Одни иноземные воины, служа Государю за деньги, имели право быть невоздержанными в употреблении хмельного; для чего слобода за Москвой-рекой, где они жили, именовалась Налейками, от слова "наливай". Великий князь Василий, опасаясь действий худого примера, не дозволял своим подданным жить вместе с ними".

1533. В Москве открыт первый "царёв кабак".

Иван- IV(1533-1584). Налагал пошлину на варение пива и мёда.

"Домострой". Предписывается сыну не напиваться хмельным допьяна, а невестке - вина не любить и не давать пьянствовать домочадцам.

1570. Опричники в Новгороде исправляют местные нравы. Объявлено, что пьянствовать нельзя. Тех, кого ловили пьяными, били кнутом, и кидали в волховские проруби. - Вообще Иван Грозный Согласно Карамзину, "не терпел гнусного пьяства (только на Святой неделе и в Рождество Христово дозволялось народу веселиться в кабаках; пьяных во всякое иное время отсылали в темницу)".

Царь Фёдор Иоаннович (1584-1598) Существуют казённые питейные дома, где продают и вино хлебное, неизвестное в Европе до 14 века. Но и многие частные люди торгуют крепкими напитками.

Борис Годунов (1598-1605) ввёл государственную монополию на торговлю спиртным. Строго запретил вольную продажу вина, "объявив, что скорее помилует вора и разбойника, нежели корчемников". Таким образом, он сделал продажу водки статьёй дохода. Но" не мог истребить кормчества " (Карамзин). Политика Годунова привела к росту пьянства. "Россияне. . в тихих беседах дружества. . упрекали Бориса. . размножением казённых домов питейных".

Лжедмитрий I (1605-1606). "Никогда не было в Москве столько пиров и шума". "10 мая… налив чашу вина, Лжедмитрий громогласно желал славных успехов оружию польскому и выпил её до самого дна… 11 Мая… Лжедмитрий пил за здоровье короля; вообще пили много, особенно иноземные гости, хваля Царские вина. . 12 Мая. . пили и плясали до ночи… Ляхи также в забаву стреляли из ружей, в своих домах и на улицах, днём и ночью, трезвые и пьяные"(Карамзин).

1648 год. - Кабацкие бунты, связанные с низкокачественным алкоголем, фальсификатами "зелена вина ".

В 1652 году был созван специальный церковный собор о кабаках, который по предложению патриарха Никона ввёл ограничения в продаже водки. Однако, уже через семь лет, эти ограничения были отменены царской грамотой. " Великого государя казне учинить прибыль и питухов с кружечного двора не отгонять ", - говорилось в ней. Кабак того времени назывался " Иван Ёлкин "(по трём веткам ели, висящим над входом). Также в это время появляется и начинает хождение духовный стих.

XVIII век, Пётр I. Взрывная волна, всплеск алкоголизма на Руси, известно, что он выдавал 16 - килограммовые медали " за пьянство. Также Пётром I организовывались, «ассамблеи» и «всешутейные соборы», пиры, где знать развлекалась, куда приглашались также, дворяне и купцы, а тем кто провинился за правило считалось выпивать огромные кубки крепких (креплёных) вин – обычно это были херес, мадера, или портвейн. Простой люд получал водку даром, по царскому указу «Одна чарка в день всем петербургским строительным, дорожным рабочим, рабочим верфей, портовым грузчикам, матросам и солдатам».
С другой стороны, он ввел суровые законы, согласно которым, "кабацкие головы " и целовальники были обязаны оберегать питухов (пьяниц) от постоянного, хронического безмерного питья. Если кто - либо из пьяниц напивался до смерти, то не уследившего за этим целовальника нещадно били кнутом и штрафовали на 20 рублей в пользу семьи умершего. Всем, кто при ведении кабацкого дела, совершал злые проступки, грозило "крепкое истязание… , жестокое наказание и конечное разорение".
В те времена целовальников выбирали из числа людей самостоятельных. Но прежде всего, - грамотных, отличавшихся добрым поведением. Они целовали крест и икону и присягали на верную службу Царю и Отечеству.

Х1Х век. 27 июля 1826 - введение откупной системы на продажу вина "И сколько надменных Пилатов, и сколько продажных Иуд Отчизну свою распинают, Христа своего продают ! "( А. К. Толстой ). В 1861 - 62 В.И.Даль (1801 - 72) издал "Пословицы русского народа" Вот, что в русском народе говорится на тему пьянства:(читать пословицы)

1858 год. - первые церковные общества трезвости.

1858 - 1859 гг. Среди крестьян Костромской, Саратовской, Пензенской, Владимирской и Тверской губерний возникло стихийное движение за трезвость. Инициаторами этого движения были священники их проповеди о вреде пьянства, очень сильно способствовали отрезвлению народа.
Указ Святейшего Синода: «...живым примером собственной жизни и частым проповедованием в церкви Божией о пользе воздержания содействовать возникшей в некоторых городских сельских сословиях решимости воздерживаться от употребления вина».

1863 год 16 июля - откупная система была упразднена.

1872год. Великий русский писатель Ф. М. Достоевский писал: (читать)

1874 год. В селе Дейкаловка Полтавской губернии возникло "согласие " трезвости.

1875год. Основоположник русских православных трезвенных традиций, выдающийся педагог и подвижник благочестия С. А. Рачинский (1833-1902), построил в Татеве народную школу со своей собственной системой обучения, которая собрала в себе все лучшие достижения православной культуры того времени. Краеугольным камнем его работы было соединение идей трезвости с православным просвещением и распространение этих идей во всероссийском масштабе.

1878 год - Известный случай обретения иконы Божьей Матери "Неупиваемая Чаша". Когда один крестьянин Тульской губернии был одержим страстью пьянства, он дошёл до нищенского состояния, у него отнялись ноги. Однажды он увидел сон, в котором прп. Варлаам советовал ему, отправится в город Серпухов в монастырь и там пред иконою Божьей Матери "Неупиваемая Чаша" отслужить молебен от страсти пьянства. Найдя икону, о которой не знали и монахи, он отслужил молебен перед образом и выздоровел. С тех пор этому образу молятся об избавлении от страсти пьянства и запоя.

1885год. Предписание Синода, епархиальным архиереям не допускать продажи спиртного на церковных и монастырских землях.

1889 год 30 августа в Санкт-Петербурге было открыто Александро-Невское Общество трезвости при Воскресенской Церкви у Варшавского вокзала. В первый же день открытия Общества его членами стали 151 человек, через год – более 3000 человек, через 7 лет – свыше 70000 человек! Инициатором открытия общества был великий подвижник и народный печальник, апостол трезвости, всю свою жизнь положивший на служение святому делу трезвения русского народа, протоиерей Александр Рождественский (1872-1905). Который за восемь лет пастырской деятельности смог протрезвить и просветить, вернуть в лоно церкви десятки тысяч людей.

1889-1891гг. В стране появилось 205 обществ трезвости. Самое многочисленное из них состояло из 600 человек. По губерниям общества трезвости распределялось так: в 1892 году в Саратовской было 55, в Вятской 51, в Новгородской и Волынской по 12, в Полтавской и Смоленской по 7, в Петербургской 3, в Холмско - Варшавской, Казанской, Астраханской, Вологодской, Рязанской по 2, в Донской, Харьковской, Нижегородской, Костромской по 1-му.
Из «Первой справочной книжки для членов общества трезвости», изданной в 1894 году доктором Н. И. Григорьевым, мы узнаём, что к 1895 году обществ трезвости, открытых по инициативе и при непосредственном руководстве духовенства, было 510. Если сложить все данные, то общее количество обществ трезвости, возникших за истекшее десятилетие (1890-1900), приблизительно 900. Но это официальные сведения. На самом деле, обществ трезвости было открыто ещё больше.
Любопытны данные о числе трезвенников в Петербурге. Так, в трезвом братстве, организованном священником В. Белогостицким при фабрике Штиглица, состоит трезвенников 2500 человек. В Иоанно-Предтеченском братстве 900 трезвенников; в обществе трезвости при церкви Сампсония, что на Выборгской стороне, 150. При Мало-Охтинской Мариинской церкви общество трезвости насчитывает 24 человека; при вагоно-мастерских Николаевской железной дороги кружок трезвенников доходит до 200 человек; общество трезвости на Петровско-Спасской мануфактуре – 500 человек; Александро-Невское Общество трезвости при Воскресенской церкви за полтора года своего существования приобрело членов 9415 человек; общество трезвости на мысе Стрельна – 30 человек. (из доклада о. Александра Рождественского).

1895 год. Введение монополии на продажу спиртных напитков, появление водки которую стали звать «монополькой».

XX век - читать дальше


Диск "Питие на Руси. От жизни к смерти и наоборот" и другие диски А.Кира можно заказать по адресу: trezvayakarelia@rambler.ru
Диски высылаются наложенным платежом по цене "болванки"+пересылки


ПОДВИЖНИКИ ТРЕЗВЕНИЯ

С.А.РАЧИНСКИЙ

Этот исповедник Христа среди русского крестьянства совершил еще один величайший подвиг. Он начал церковное движение в пользу народной трезвости. Радуясь всякому оживлению среди духовенства, всякому повышению в нем самосознания и нравственного самоусовершенствования, он больно болел душой, когда видел в жизни духовенства явления, из-за которых на это дорогое для него сословие могли идти укоры.

Читать дальше

Протоиерей
ПЕТР ПОЛЯКОВ


Хотелось бы еще упомянуть имя священника Петра Ивановича Полякова, замечательного писателя дореволюционной России, православного трезвенника. В начале ХХ века он был известен в Петербурге и как замечательный пастырь и духовный писатель, организатор и издатель первой всероссийской противоалкогольной газеты “Трезвость” (созданной им в 1914 г. и просуществовавшей вплоть до 1917 г.)

Читать дальше


Copyright© 2008
Карельская Региональная Общественная Организация
"НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША"

написать письмо

X