"НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША"

православное общество трезвости

г.Петрозаводск


НА САЙТЕ

События

Поездка
в Санкт-Петербург
19.02.2008 г.
Крестный ход
18.05.2008 г.
ПИКЕТ у ДК
"Машиностроитель"
19.05.2008 г.
Посещение
наркологического
диспансера

Подвижники
трезвенного
движения:

"Братец Иоанн"
Чуриков
С.А.Рачинский
Протоиерей
Петр Поляков
Протоиерей
Александр
Рождественский
Священник
Сергий Пермский
Епископ
Мотеюс Валанчюс
Житие
святого мученика
Вонифатия
Праздник трезвости

Алкоголь и Россия

Начало
X-XX век
Продолжение
XX-XXI век
Отношение к алкоголю
в русской литературе
Уроки истории

Церковная
практика:

Обет трезвости
Обетная грамота
Молебен пред
иконой Богоматери
"Неупиваемая чаша"
Некоторые
случаи исцеления
Чаша вместо рюмки
АКАФИСТ
св.мч. Вонифатию

Общества
трезвости

Школа трезвения
С-Пб клуба
"Бодрствование"
Екатеринбургское
общество "Трезвение"
Православное
братство трезвости
в селе Озерецком

Творчество

Песни
А. Кира (МР3)
Стихи
Плакаты

Полемика

о системе "12 шагов"
На весах
"Равновесия"
Анонимные алкоголики:
о Боге, "как они Его понимают"

Нам пишут

из Санкт-Петербурга


ПОДВИЖНИКИ
трезвенного движения

"Братец Иоанн" Чуриков

Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что самая лучшая проповедь есть та, которая духовно перерождает и возвышает своих слушателей. Я думаю также, что не ошибусь, если скажу, что проповеди так называемаго «Братца Иоанна», – Ивана Алексеевича Чурикова, крестьянина Самарской губернии, проповедующаго в Петербурге, – несомненно являются такими именно проповедями, так как, благодаря им, тысячи пьяниц, алкоголиков, развратников, воров и опорочников перестали пить, развратничать, воровать и нищенствовать и ведут теперь трезвую, чистую, трудовую и вообще нравственную жизнь. Они совсем ничего спиртного не пьют, табаку не курят, бранных слов не употребляют и даже мяса не едят.

Во всем этом я убедился путем долгаго и непрерывнаго наблюдения как над самим «Братцем Иоанном», так и над его последователями и путем изучения их жизни как настоящей, так и прошлой, причем я старался проверять их собственныя показания также и свидетельствами посторонних им лиц, в том числе писателей, докторов, священников и миссионеров.

Своевременно я опубликую эти свидетельства более или менее подробно, а теперь приведу только некоторыя из них.
Писатель А. С. Пругавин в своей статье «Братец Иванушка», напечатанной в вечерних «Биржевых Ведомостях» за 10 июня 1910 г., говорит о Чурикове следующее:
«Под его влиянием вчерашний горький пьяница и лентяй сегодня вдруг перерождается и становится трезвым, усердным работником. И таких случаев не десятки, не сотни, а целыя тысячи. И они налицо, у всех на глазах, всем известны».
Доктор С. Л. Тривус сказал мне:
«Что касается Братца Иоанна, то факты производимых посредством его внушений исцелений, особенно от пьянства и разврата, я вполне признаю, и за это я отношусь к нему с глубоким уважением и благодарностью. Стыдно сказать, но я скажу вам, что, не имея возможности уделять достаточно времени алкоголикам, я посылал их к Братцу Иоанну, и некоторые из них перестали пить, хотя далеко не все. Он пользуется в народе громадным нравственным авторитетом, и, благодаря этому, его внушение очень сильно. Это пушка против нашего врага – алкоголизма. Главное свое внушение Братец Иоанн производит на людей во время своих воскресных бесед. Здесь есть церковныя общества трезвости, но они не имеют такого успеха, какой имеет Братец Иоанн. Трезвенники последняго, сравнительно с церковными трезвенниками, отличаются большей сознательностью и устойчивостью».

Доктор Д. М. Лион сказал мне:
«Чуриков магически действует на психику (душу) здоровых людей, приходящих с ним в соприкосновение. И в этом мне думается, кроется также и сила его влияния на больных».

Из числа священников я могу указать здесь только на редакторов журнала «Приходский Священник», – протоиерея В. П. Галкина, и священника М. В. Галкина, – которые в своей передовой статье № 17 «Приходскаго Священника» говорят, между прочим, следующее: «Вновь и вновь приходится возвращаться к тому вопросу, который выдвигает на очередь жизнь или вернее та шумиха, которая поднялась сейчас вокруг имени некоего «Братца Иоанна» Чурикова. Крестьянин Самарской губ., почти необразованный, кажется, даже нигде не учившийся, огнем кипящаго в нем одушевления создал безхитростную, самодельную школу воспитания народных сердец».
Стараясь объяснить причину обаяния, производимаго Чуриковым на народ, г. Боголюбов в статье, помещенной в № 16 «Приходскаго Священника», пишет:
«Со дна житейскаго слышится крик, что проповеди наши безжизненны, что оне не отвечают живым религиозным потребностям современных слушателей и потому ныне наблюдается «обдержное явление», особенно в больших городах: на кафедру выходит «ученый» проповедник, а народ массой в то же время выходит из церкви».
«Почему это и как? Чем объяснить сие прискорбное знамение времени». Мы на то не нашли еще удовлетворительнаго для себя ответа, – но факт у нас перед глазами. И этот факт в наше время осложнился новыми тревожными явлениями в религиозно-народной жизни.
«Говоря так, мы имеем в виду нарождение в столицах наших и по епархиям так называемых «братцев», – проповедников. Это, обыкновенно, самые что ни на есть малограмотные крестьяне; о гомилетике нашей они и «слухом не слыхали»; заставьте их на бумаге изложить свои проповеди – они наплетут вам такого, что в негодование приведет всех гомилетов»… «Тем не менее на проповеди, напр., «Братца Иоанна» Чурикова в С.-Петербурге стекаются большие толпы народныя, тогда как таким вниманием слушатели награждают далеко не всех и прямо редких наших «ученых» богословов». «В чем же дело? Как смотреть нам после того на проповедничество разных «братцев» среди простонародья? Взгляды у людей на все разные; но нарождение в народе «братцев» – проповедников говорит, кажется, определенно о том, что народ у нас достаточно не окормляется духовно от стола пастырскаго. То, что ему приходится слышать с кафедры церковной, очевидно, слабо волнует сердце, – не перерождает его настроения…» «И вот, народ наш, – богоносец», – тоскуя о праведной жизни, выдвигает на проповедническую кафедру своих братцев, по своим мыслям и своим намерениям. То, что говорят «братцы», конечно, по литературной форме плохо; но народу в словах их чудится святой смысл, как «живое Евангелие». И, кроме того, около таких «братцев», обычно, нарождаются своего рода живые приходы, где религиозное простонародье душу отводит: оно там духовно лечится от пороков, – там же крепнет в привычках трезвой жизни».
То, что говорят все эти лица о нравственном воздействии проповедей, – «бесед» «Братца Иоанна» на слушателей, превосходящем, повыше приведенному свидетельству миссионера Д. И Боголюбова, даже воздействие церковных проповедей, я и сам заметил из личных своих наблюдений, и потому, желая знакомить с беседами Чурикова и тех лиц, которыя не могут лично присутствовать на них, и тем самым желая расширять сферу нравственнаго их воздействия на наш народ, который в этом так сильно нуждается, я и приступил к систематическому записыванию и печатанию бесед Чурикова.
В этом именно перенесении центра тяжести с догматов и обрядов на нравственность и заключается особенность проповедей – бесед «Братца Иоанна», так обаятельно и благотворно действующих на его слушателей. Это обаяние и эта благотворность его бесед усиливается еще тем, что он духовно-нравственно изъясняет даже и ветхозаветныя и новозаветныя события, оговариваясь, впрочем, что он не отрицает и фактической их стороны.
Вот эта именно особенность проповедей «Братца Иоанна», которую он называет «применением Писания к жизни», и привлекла меня к нему и заставила меня записывать и печатать его беседы – сначала в «Новой Руси», а потом и отдельными листками.
Я думаю, что громадный успех проповедей Чурикова в народе рано или поздно заставит и наших «ученых» проповедников обратить свое внимание на эти проповеди и заняться их изучением, несмотря на то, что оне произносятся, как выражаются эти «ученые» проповедники, «малограмотным, необразованным крестьянином».
А у него несомненно есть чему поучиться, что может подтвердить и сборник его бесед.

Ив. Трегубов
10 июня 1911 г. С.-Петербург.

читать беседы




ПОДВИЖНИКИ ТРЕЗВЕНИЯ

С.А.РАЧИНСКИЙ


Этот исповедник среди русского крестьянства Христа совершил еще один величайший подвиг. Он начал церковное движение в пользу народной трезвости. Радуясь всякому оживлению среди духовенства, всякому повышению в нем самосознания и нравственного самоусовершенствования, он больно болел душой, когда видел в жизни духовенства явления, из-за которых на это дорогое для него сословие могли идти укоры.

Читать дальше

Протоиерей
ПЕТР ПОЛЯКОВ


Хотелось бы еще упомянуть имя священника Петра Ивановича Полякова, замечательного писателя дореволюционной России, православного трезвенника. В начале ХХ века он был известен в Петербурге и как замечательный пастырь и духовный писатель, организатор и издатель первой всероссийской противоалкогольной газеты “Трезвость” (созданной им в 1914 г. и просуществовавшей вплоть до 1917 г.)

Читать дальше


Copyright© 2008
Карельская Региональная Общественная Организация
"НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША"

написать письмо

X